Владимир Нильсен. Вятские встречи
Воспоминания о выдающемся пианисте.
Глава вторая.
|
Фото Л.Шишкина в
"Комсомольском племени" (16.12.1938)
|
|
Нильсен в Кировской
филармонии в 1982-м
|
С нашим краем связаны имена крупных деятелей
отечественной культуры, и одно из них - Владимир Владимирович
Нильсен (1910-1998), выдающийся пианист, профессор-консультант
Санкт-Петербургской консерватории.
«"Поэт фортепиано". Эти слова,
сказанные некогда о
Шопене, в наше время были адресованы Нильсену и за ним закрепились.
На протяжении почти семидесяти лет его клавирабенды и выступления с
оркестром (в раннюю пору и органные вечера) были неотъемлемым
слагаемым ленинградско-петербургской музыкальной жизни. Он и сам
был порождением петербургского духа, петербургской культуры. Более
чем всех своих питерских коллег его ценил Рихтер», - писал известный
музыкальный критик Михаил Бялик.
«Это тип пианиста, в котором художник всецело
торжествует над виртуозом», - писал В.Дельсон в энциклопедическом
справочнике "Современные пианисты".
В 1979-1993 годах Владимир Нильсен почти ежегодно
выступал с концертами у нас в Кирове. А впервые он оказался здесь в
1938 году после успеха на Всесоюзном конкурсе пианистов. Игорь
Казенин, первый директор музыкального училища, писал тогда в
"Кировской правде":
«Каждый всесоюзный конкурс музыкантов открывает новых
и новых талантливых исполнителей, замечательных художников из среды
счастливой советской молодежи. Так было и на конкурсе пианистов,
который состоялся в Москве в декабре прошлого года.
Вторая премия на этом конкурсе была присуждена
талантливому ленинградскому пианисту Владимиру Нильсену, который 11
декабря этого года выступил со своим концертом в гор. Кирове - в
зале школы имени Тургенева.
Программа концерта охватила большую эпоху
музыкального творчества, начиная от клавесинистов Куперена, Баха и
кончая расцветом романтизма - Шопен, Лист. Такой большой диапазон в
программе требовал быстрой смены настроений и совершенного владения
звуковыми красками инструмента. Все это оказалось у концертанта.
Нильсен особенно проникновенно исполнил произведения Шуберта-Листа
"Двойник" и вариации Моцарта.
Прошедший конкурс показал, что молодой советский
пианист Нильсен обладает большой культурой современной
пианистической школы. Концерт Нильсена произвел на слушателей
прекрасное впечатление».
В.В. вспоминал, как катался он на санках с горки вниз
по улице Свободы от Спасской мимо 29-й школы, которая, по его
словам, «была словно пряник», и позднее говорил: «Красивый город,
чем-то напоминает мне Киев, особенно набережная с ее откосами, но в
Киеве они, конечно, выше».
Сюда вернулся он спустя полвека профессором
консерватории, выступив в Большом зале филармонии. И с тех пор
каждый сезон звучала здесь музыка Баха, Бетховена, Шуберта, Шопена,
Чайковского в его исполнении.
Реакция на первый его концерт была своеобразной: Юрий
Сибиряков, зав. фортепианным отделением музыкального училища
(искусств), считал, сколько раз профессор «смазал», задев не ту
ноту, хотя сам играл откровенно «по соседям», ничуть этим не
смущаясь. Но как грамотный и культурный музыкант он понял, конечно,
с каким явлением довелось ему встретиться, и говорил позднее:
«Нильсен - гениальный музыкант. Надо быть полным кретином, чтобы не
понять это».
«Вот Берта Маранц, уважаемый педагог, профессор, -
говорил Сибиряков, - но ей и в голову не придет так сыграть сонету
Шопена си-минор. А "Скарбо" Равеля и Рихтер так не сыграет».
Традиционно Нильсена называли романтиком. Но в годы
моей учебы у В.В. и позднее его игра носила трагичный характер.
Сквозь эту монументальность просвечивали редкое изящество и лишь
этому музыканту свойственная покоряющая человечность. «В Ленинграде
есть три пианиста - Нильсен, Нильсен и Нильсен», - вспоминал он
слова Генриха Нейгауза.
После концерта В.В. давал открытые уроки в нашем
училище, или мастер-классы, как это пышно теперь называют. А каков
был его показ на рояле! Нильсен говорил, что «ученик должен стать на
колени перед автором», и, когда заходила речь о трактовке, всегда
иронизировал, называя это «уловкой и артистической амбицией». В.В.
утверждал: пианисты - главные музыканты везде, от школы до
консерватории, убедительно аргументируя это тем, что никто не стал
музыкантом, не пройдя хотя бы общий курс фортепиано.
Мои постоянные разговоры о Нильсене, ссылки на него
вызывали раздражение некоторых коллег. И все же дирижер
симфонического оркестра Рафаил Дорфман заметил как-то: «Будем
говорить откровенно: такой школы, как у Вас, нет ни у кого». Это
многое объясняет.
В.В. нравились дружелюбные отношения между педагогами
нашего училища. «Разве у вас в консерватории не так?» - спрашивал я.
В.В.: «Ну, что ты! Ты видел когда-нибудь меня с Серебряковым в
буфете? (Серебряков - ректор консерватории, народный артист СССР. -
В.Ш.) Такое может быть лишь в кошмарном сне».
В.В. здесь ждали, любили, дарили ему дымковскую
игрушку, книги, цветы. Где, в каком другом городе бывал он так
часто? Тринадцать раз!
Владимир Владимирович был прост в быту, но в
некоторых мелочах весьма щепетилен. Облачаясь во фрак, он заметил,
что надел не ту сорочку: «Надо было взять с собой другую, с
перламутровыми пуговицами», - досадовал он. «Успокойтесь, Владимир
Владимирович, публика пришла слушать Вашу игру, а не смотреть, как
Вы одеты, к тому же пуговицы из зала не видны». Похоже, профессора
это убедило.
Однажды во время вятских гастролей он слегка
простудился: «Это оттого, что я надел холодное пальто». В тот приезд
в мою обязанность входило греть на себе пальто профессора.
За время своих выступлений Владимир Владимирович
останавливался во всех наших гостиницах - "Центральной", "Вятке" и
партийной - ныне трехзвездочной гостинице администрации. Последняя
ему не нравилась, несмотря на люкс из нескольких комнат: «Рудимент
какой-то, - ворчал он. - Здесь нет людей!»
После напряженной работы в училище, когда профессор
не щадил ни учеников, ни себя, после концертов ему необходим был
отдых, но разговоры о музыке и музыкантах продолжались допоздна. «Я
делаю вас несчастными, вы слышите то, что не слышат другие».
Конечно, это раздражало и вызывало противодействие, отсюда нелегкая
судьба в музыке самого Нильсена и его учеников.
«Я учу музыке, а если вы хотите делать карьеру,
играть на конкурсах, то идите к Серебрякову, - говорил он. - Педагог
должен быть артистом. Талантливый ученик когда-нибудь это поймет и
будет искать себе именно такого учителя». Тогда же он сказал: «Если
не играть, то лучше и не жить». И когда в трудное для себя время я
попросил совета, он ответил: «Живи музыкой».
«Научить вообще нельзя, но можно научиться», -
говорил Нильсен и вспоминал слова Нейгауза: «У меня была ученица,
которую я так и не смог ничему научить, а один ученик, кажется, взял
от меня самое плохое».
Однажды на отдыхе он пригласил к себе в гости Льва
Оборина (в 60-е годы также выступавшего в Кирове) и услышал его
ответ: «Хорошо, но не будем говорить о музыке». «Но о чем же должны
говорить два музыканта, собравшись вместе?» - удивлялся потом
Нильсен. Уже старенький, без сил, он оживлялся, когда речь заходила
о Музыке.
Нильсен не выносил медленной ходьбы и, по его
признанию, никогда не опаздывал. Если не шел вместе со мной,
конечно. Как-то встретились мы на улице возле магазина "Океан".
Пригревало, и Владимир Владимирович шел, покрыв голову носовым
платком с завязанными узелками. Было забавно, но в облике его всегда
присутствовало какое-то благородство, и я сказал: «Все равно видно,
что Вы профессор». Нильсен рассмеялся. А вечером, элегантный, одетый
во фрак, он играл чудесный концерт в филармонии, и весь гостиничный
номер утопал в цветах. «Возьми себе половину, - каждый раз предлагал
он, - здесь их все равно никто не видит».
Как-то В.В., когда я гостил у него,
неожиданно
спросил: «Ты хочешь в Таллинн? Кстати, там у тебя кировские друзья -
Нина и Лев Гусевы. Я там выступаю». В Пулково возле кассы
выяснилось, что я не взял с собой паспорт. В ответ на возмущенное
удивление профессора я сказал: «А зачем мне паспорт, ведь я у себя в
стране?» К нам вышел мужчина, одетый в штатское, внимательно
посмотрел на меня и сказал: «Пропустите». «Если б не я, ты никуда бы
не полетел, - не успокаивался В.В, - ты шляпа». Мы вылетели в
Таллинн. Мы вылетели в Таллинн. "Если бы не я, ты бы никуда не
полетел. Ты шляпа".
Вместе с таллиннской хоровой капеллой под управлением
Льва Гусева я участвовал тогда в одном концерте с Нильсеном в
Государственном концертном зале "Эстония". Вечер был посвящен
Чайковскому, В.В. играл "Детский альбом".
«У вас в городе есть симфонический оркестр?» -
спросил он однажды и, услышав в ответ, что таких у нас два,
предложил: «Может быть, мы сыграем с тобой концерт Моцарта для двух
фортепиано с оркестром?» Сочинение это почти не звучит со сцены, и
жаль, что эта идея не получила воплощения по моей нерасторопности.
Однажды он прилетел к нам после выступлений в
Америке. Лететь туда ему не хотелось: «Если бы раньше, когда я был
моложе...» А перед этим сообщил, что оставил мне в наследство сумму,
от которой я тотчас же и отказался.
Оставив Петербург и переехав в Царское Село, В.В.
чувствовал свою оторванность от консерватории и одиночество. «Я
пережил своё время, - говорил он мне. - Может быть, мне оставить
сцену? Я стар, плохо слышу, плохо хожу». «Что Вы, В.В., Ваша игра
становится с каждым годом всё более сильной и глубокой», - искренне
ответил я.
Нильсен был принципиален и бескомпромиссен. Социализм
не принимал ни теоретически, ни нравственно, и когда появлялся новый
глава государства, " говорил: «Опять обманет». А как в Вашей работе
отразилась перестройка? - подшучивал я. «Вот, перестроил обработку
песен Шуберта, сделанных Листом», - парировал профессор.
Был ли В.В. верующим? По традиции норвежской семьи,
он был крещён в лютеранской церкви, но посещал православный храм,
иногда вместе с Мравинским, который был глубоко верующим человеком.
Во всяком случае, на мой прямой вопрос о вере В.В. отвечал, что
признаёт существование над нами некоего высшего, разумного начала.
В сезоне 1982-83 годов Нильсен сыграл в Малом зале
Петербургской консерватории грандиозный монографический цикл из 32
сонат Бетховена. В северной столице не догадались сделать запись
этого уникального проекта, и хотелось попробовать осуществить ее
здесь, в Вятке, утерев нос петербургским коллегам, но Роман
Преснецов (автор книги "Музыка и музыканты Вятки"), работавший на
ТВ, отказался от предложения, честно аргументируя тем, что у нас не
сумеют должным образом это сделать. Наверное, он был прав, но
упущена была возможность запечатлеть неповторимую игру Маэстро.
Сохранилась афиша этого цикла с надписью Нильсена: «Дорогим милым
кировчанам». Позднее я уговорил В.В. записаться на ТВ. Запись и
съемка проходили в училище: интервью, уроки. Забавно было наблюдать,
как В.В. смотрит себя на экране, явно довольный тем, что не так уж и
плохо выглядит в свои 83 года. А после концерта в училище искусств,
изумительно исполнив на "бис" мазурки Шопена, неожиданно сказал:
«Этим концертом я попрощался с вами», - и в аэропорту повторил мне:
«Я был у вас в последний раз». Каждый раз проводив его в аэропорт я
уединялся, стараясь сохранить в себе ощущение высокого общения
с его личностью, любое другое общение приземляло.
Когда Владимира Владимировича не стало, я получил
конверт с суммой, на которую смог существовать в то время, когда
денег не хватало порой и на буханку хлеба.
...Листаю старые,
пожелтевшие афиши. Большой зал
Санкт-Петербургской филармонии, так любимый В.В. зал Капеллы, зал
имени Чайковского в Москве, выступления с Мравинским (4-й концерт
Бетховена), афиши из Польши, Чехословакии, Франции. Слушаю записи
его уроков и концертов: "Аврору" и "Ночной Гаспар", сделанные
молодым Нильсеном на Киевском радио и дающие удивительный, странный
эффект присутствия великого Маэстро...
Как-то В.В. спросил меня: «Какое счастье ждёт меня
вечером?» Вечером, в гостиничном номере ждала его книга о Дмитрии
Бортнянском, подаренная благодарными кировскими слушателями.
Владимир ШАПОШНИКОВ
Афоризмы Нильсена:
Дилетанты чувствуют лучше.
Шопен - чудесный уголок, мимо которого нельзя пройти.
Бетховен - это весь мир.
Играть надо не отдельные ноты, а линии из нот.
В чистоте должна быть грязь. Без грязи чистота
ужасна.
Все беды - от глупости.
Мы всё делаем для себя.
Любить - значит прощать.
Интервью Выступления Статьи Фотоальбом Репертуар Гостевая
|